Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования
Термины и сокращения
Термин или сокращение | Описание |
Образовательные организации | Общеобразовательные организации; Организации дополнительного образования; Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность по программам основного и дошкольного образования; Дошкольные образовательные организации; Профессиональные образовательные организации, а также учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
Негативная информация для детей | Виды информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования |
Методические рекомендации 2014 года | Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, направленные Минобрнауки России письмом от 28.04.2014 N ДЛ-115/03 в адрес субъектов Российской Федерации |
Единый реестр | Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. |
Реестр НСОР | Реестра не совместимых с образованием ресурсов |
РБОС | Реестр безопасных образовательных сайтов, реализуемый Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества перечень сайтов в сети «Интернет», рекомендованных и одобренных для использования в образовательном процессе |
Сайт | Сайт в сети «Интернет» |
СКФ | Система контентной фильтрации, обеспечивающая ограничение доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования |
Федеральный закон № 436-ФЗ | Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» |
Методические рекомендации | Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования |
Закон «Об образовании» | Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" |
Черный список | Контентная фильтрация и ограничение доступа обучающихся к информации, включенной в Перечень видов информации, запрещенной к распространению посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования |
Белый список | Контентная фильтрация и предоставление доступа к обучающимся к сайтам в сети «Интернет», включенных в Реестр безопасных образовательных сайтов |
Совет | Совет по обеспечению информационной безопасности обучающихся в образовательной организации |
Портал СКФ | Информационный портал Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества о реализации методических рекомендаций по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, по адресу www.скф.единыйурок.рф |
Введение
С 2006 года федеральными органами государственной власти Российской Федерации осуществляется целенаправленная деятельность, связанная с регулированием в области ограничения в образовательных организациях доступа обучающихся к различным видам информации.
Министерство образования и науки Российской Федерации в 2006 году разработало методические и справочные материалы для реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих ограничение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети «Интернет», содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания.
В 2011 году Минобрнауки России направило в субъекты Российской Федерации Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети «Интернет», утверждённые Министром образования и науки Российской Федерации Фурсенко А.А. (письмо от 28 сентября 2011 г. № АП-1057/07).
Принятие в 2010 году Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и в дальнейшем принятие других федеральных законов, в том числе внесших дополнения и изменения в Федеральный закон № 436-ФЗ, существенно изменили условия ограничения в образовательных организациях доступа обучающихся к различным видам информации.
В 2014 году Минобрнауки России, Минкомсвязи России и Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества разработали методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.
С 2016 года по 2018 годы Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества анализировала практику использования данных методических рекомендаций, а в адрес Минобрнауки России и Минкомсвязи России поступали обращения граждан и организаций, связанных с реализацией данного документа.
На основе результатов мониторинга безопасности образовательной среды, проведенного Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества весной 2017 года в рамках указа президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», и предложений, выдвинутых со стороны органов власти и представителей педагогической общественности, для включения в перечень рекомендаций парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшие в Совете Федерации 17 апреля 2017 года, было решено актуализировать методические рекомендации на основе правоприменительной практики и дополнить новыми положениями для повышения эффективности данной работы в образовательных организациях:
Основные положения
Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, (далее – методические рекомендации) разработаны в рамках реализации пункта 7 плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы, утверждённого Приказом Минкомсвязи России №88 от 27 февраля 2018 года.
Методические рекомендации направлены на выработку согласованного подхода по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей.
Методические рекомендации регламентируют ограничение детей к негативной информации при доступе к сети «Интернет» из образовательной организации.
Методические рекомендации разработаны Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Концепция методических рекомендаций была рассмотрена и поддержана на заседании Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества 13 июля 2018 года.
Методические рекомендации прошли общественное обсуждение с участием 10135 педагогических работников на площадке Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества.
Методические рекомендации актуализируют различные аспекты и дополняют методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, направленные Минобрнауки России письмом от 28.04.2014 N ДЛ-115/03 в адрес субъектов Российской Федерации, (методические рекомендации 2014 года) с учетом нововведений в законодательстве и анализа правоприменительной практики.
Методические рекомендации распространяются на учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на следующие организации, организующие обучение в очной и очно-заочной:
Методические рекомендации не распространяются на образовательные организации высшего образования и организации дополнительного профессионального образования.
Защита детей от информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, осуществляется посредством использования системы контентной фильтрации, которая должна соответствовать положениям данных методических рекомендаций, и реализации соответствующих положениям данных методических рекомендаций системы организационно-административных мероприятий, направленных на защиту детей от видов информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.
Законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации
Различные законодательные акты должны быть учтены в работе образовательных организаций.
Закон N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет механизм физического ограничения доступа к запрещенной информации в сети «Интернет».
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет механизм физического ограничения доступа к запрещенной информации в сети «Интернет».
Данный механизм предусматривает создание федерального реестра сетевых адресов, доменных имен и указателей страниц, содержащих информацию, распространение которой в России запрещено - Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Доступ к сайту, внесенному в Единый реестр, блокируется оператором связи, предоставляющим доступ к сети «Интернет» данному сайту.
В Единый реестр могут быть включены следующие виды информации на сентябрь 2018 года:
1) в отношении которой принято решение о блокировке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, принятое в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;
е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;
2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
3) постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.
Также согласно данному Федеральному закону в целях защиты интеллектуальной собственности предусмотрен механизм блокировки сайта, на котором размещен нелицензионный контент (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии).
Перечень запрещенной информации определяется данным Федеральным законом, но может быть расширен и другими Федеральными законами. В настоящее время согласно Федеральному закону от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети «Интернет» федерального списка экстремистских материалов.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.
Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
Федеральный закон №436 определяет перечень запрещенной для детей информации, возрастные категории детей и виды информации, разрешенной для той или иной категории, а также требования к обороту информационной продукции.
Согласно статье 14 «Особенности распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей» доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети «Интернет» в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, предоставляющие несовершеннолетним обучающимся доступ в сеть «Интернет», обязаны применять административные и организационные меры, технические, программно-аппаратные средства защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 436-ФЗ, информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
Исполнительным органам государственной власти Российской Федерации необходимо руководствоваться пунктом 1 статьи 14 «Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию» Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", согласно которому органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закрепляет данные положения. В соответствии с частью 2 пункта 6 статьи 28 и частями 8 и 9 пункта 1 статьи 41 Закона «Об образовании» в обязанности образовательной организации входят вопросы, связанные с обеспечением безопасности и здоровья обучающихся на территории образовательной организации.
Информационная безопасность детей согласно Федеральному закону № 436-ФЗ - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Таким образом, образовательные организации в рамках своей работы должны обеспечивать информационную безопасность своих обучающихся.
Необходимо отметить, что российское законодательство в сфере регулирования общественных отношений, связанных и (или) осуществляемых в сети «Интернет» непосредственно, активно развивается и администрации образовательной организации необходимо быть в курсе соответствующих изменений в федеральном законодательстве Российской Федерации и соответствующих нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Вместе с российскими нормами права, в рамках Конвенции о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и вступившая в силу для СССР 15.09.1990, содержит ряд статей, посвященных ограничению доступа детей к негативной для них информации:
Статья 13. Свобода выражения мнения. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию любого рода, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.
Статья 17. Доступ к соответствующей информации. Каждый ребенок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать информацию, наносящую вред ребенку.
Организация системы ограничения обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования
Образовательные организации имеют право самостоятельно принимать решения о технологиях и форматах организации системы ограничения обучающихся к негативной информации для детей при доступе к сети «Интернет» из образовательной организации.
Технологии организации системы ограничения обучающихся к негативной информации для детей включают:
Форматы организации системы ограничения обучающихся к негативной информации для детей включают:
Образовательные организации могут использовать много форматную модель реализации системы контентной фильтрации как в рамках организации самостоятельно, так и взаимодействуя с другими организациями.
Технология организации системы ограничения обучающихся к негативной информации для детей не может меняться чаще чем раз в календарный год с целью исключения практики смены технологий фильтрации образовательными организациями при проведении проверок уполномоченными органами и введения их в заблуждении о качестве организации системны контентной фильтрации.
При использовании технологии контентной фильтрации и ограничении доступа обучающихся к негативной информации для детей необходимо:
Исполнительные органы государственной власти Российской Федерации органы местного самоуправления могут реализовывать единые технические решения для всех образовательных организаций на территории своих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно с учетом статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, согласно которой образовательные организации могут отказаться от использования данного решения.
Педагогические работники не имеют права отключать СКФ во время нахождения на территории образовательной организации, несовершеннолетних обучающихся. Педагогические работники имеют право отключать СКФ на своих персональных устройствах или устройствах, предоставленных педагогическому работнику, после осуществления образовательного процесса и отсутствия несовершеннолетних на территории образовательной организации, после получения письменного согласия от руководителя или заместителя руководителя образовательной организации, с указанием или пояснением целей отключения СКФ и временных сроках отключения СКФ. В образовательной организации, ведется журнал работы системы контентной фильтрации, в который включаются сведения об отключении педагогическом работником на устройстве СКФ.
Образовательные организации с не целью недопущения обучающихся к негативной информации для детей самостоятельно определяют свою политику в отношении персональных устройств, имеющих возможность выхода в сеть «Интернет», обучающихся. Информация о порядке использования на территории образовательной организации, персональных устройств, имеющих возможность выхода в сеть «Интернет», обучающихся оформляется в форме Приказа о порядке использования на территории образовательной организации, персональных устройств, имеющих возможность выхода в сеть «Интернет», обучающихся с дальнейшем получением согласия родителей (законных представителей) обучающихся о снятии ответственности с руководителя образовательной организации в случае предоставления своему ребенку данного устройства при посещении образовательной организации либо предоставления администрации образовательной организации права на время учебного процесса забрать устройство (-а) обучающего. Данный Приказ размещается на сайте образовательной организации в открытом доступе в разделе «Документы» в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации".
Требования к системам контентной фильтрации
СКФ, используемые образовательными организациями, должны соответствовать ряду требований.
Применяемые при разработке и использовании интерфейсов технологии, стандарты и спецификации должны соответствовать нормативно установленным и общепринятым стандартам и требованиям в области информационных технологий и программного обеспечения.
При использовании сетевых протоколов передачи данных рекомендуется придерживаться следующих спецификаций:
При описании данных, а также информации о данных, их составе и структуре, содержании, формате представления, методах доступа и требуемых для этого полномочиях пользователей, о месте хранения, источнике, владельце и др. (далее - метаданные) и используемых наборах символов, применяемых в процессе информационного обмена, рекомендуется придерживаться следующих спецификаций:
Описания разрабатываемых электронных сервисов и описания схем данных, согласно базовому профилю интероперабельности версии 1.1, рекомендуется создаваться в кодировке UTF-8 или UTF-16 (с указанием этой кодировки в заголовке соответствующего описания).
Аутентификацию рекомендуется обеспечить на основе сертификатов PKI в формате X.509.
В зависимости от технологии СКФ должна обеспечивать следующие основные функции:
СКФ должна обеспечивать возможность анализа информационной продукции в любой форме и виде, в частности возможность:
СКФ должна обеспечивать сопоставление категории сайта в сети «Интернет» с возрастной категорией пользователя и принимать решение о доступе пользователя к информации в соответствии с классификацией информационной продукции.
СКФ не должна предоставлять возможности для пропуска пользователя к информации сайта, содержащего информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.
СКФ должна обеспечивать возможность по результатам анализа сайтов:
СКФ должна обеспечивать сбор статистики фильтрации, включая:
СКФ должна обеспечивать хранение статистики в течение срока, устанавливаемого соответствующими нормативными документами, и возможность передачи статистики во внешние системы в соответствии с установленными требованиями к взаимодействию.
СКФ должна обеспечивать автоматическое обновление конфигурации СКФ при изменении параметров настойки СКФ. Параметрами СКФ являются:
СКФ должна обеспечивать автоматическое обновление конфигурации (правил) фильтрации при изменении информации в РБОС. Обновление должно осуществляться не более чем через 3 рабочих дня после изменений в РБОС списков URL адресов сайтов.
Общественный контроль за обеспечением защиты детей от видов информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования
Согласно статье 21 Федерального закона N 436-ФЗ зарегистрированные в установленном федеральным законом порядке общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный контроль за соблюдением требований данного закона.
Образовательным организациям рекомендуется создать совет по обеспечению информационной безопасности обучающихся, в деятельность которого вовлечь педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся и представителей органов власти и общественных организаций, таких как, Общероссийское детское общественного движения в сфере обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве "Страна молодых", кибердружины и другие.
Члены Совета могут осуществлять регулярный мониторинг качества системы контентной фильтрации в образовательной организации, но и принимать участие в реализации плана мероприятий образовательной организации по обеспечению защиты детей от негативной информации для детей.
Общественные объединения и иные некоммерческие организации могут проводить общественную экспертизу работы образовательных организаций по обеспечению защиты детей от негативной информации для детей и осуществлять экспертизу технологий и продуктов, связанных с фильтрацией информационного контента.
Система организационно-административных мероприятий, направленных на защиту детей от видов информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 436-ФЗ должны применяться организационно-административные мероприятия, направленные на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Указанные мероприятия осуществляются на уровнях субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и образовательной организации по следующим направлениям.
Организационно-административные мероприятия, реализуемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, направленные на защиту детей от видов информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования:
Организационно-административные мероприятия, реализуемые образовательными организациями, направленные на защиту детей от видов информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования:
Организационно-административные мероприятия, реализуемые Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества, направленные на защиту детей от видов информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования
Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества осуществляет мониторинг реализации в образовательных организациях качества работы СКФ и применения организационно-административные мероприятий, направленных на защиту детей от видов информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, до декабря ежегодно до 2020 года с целью предоставления данных Министерству просвещения Российской Федерации и Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
С целью оказания методической и организационной поддержки субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления и образовательным организациям Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества запускает на базе Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного обществ информационный портал «Скф.единыйурок.рф» по адресу www.скф.единыйурок.рф, на котором:
Организовано бесплатные программы повышения квалификации для ответственных лиц в образовательных организациях по темам «Организация защиты детей от видов информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, в образовательных организациях» и педагогических работников по теме «Безопасное использование сайтов в сети «Интернет» в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся в образовательной организации».
Контроль за реализацией методических рекомендаций
Контроль за реализацией настоящих методических рекомендаций осуществляют:
Рекомендуется при проведении проверок образовательных организаций оценивать следующие аспекты ограничения в образовательных организациях доступа обучающихся к негативной информации для детей:
Ответственность
В соответствии со статьей 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ руководитель образовательной организации несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в случае:
Федеральный закон № 436-Ф3 не определяет ответственность поставщиков СКФ за ненадлежащее оказание услуги по ограничению доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, что может быть урегулировано договором, заключаемом с поставщиком СКФ.
О порядке реализации методических рекомендаций
Для создания условий реализации методических рекомендаций в образовательных организациях и применения организационно-административных мероприятий, методические рекомендации действуют с 1 июля 2019 года.
До 1 июля 2019 года реализуются положения методические рекомендации 2014 года, а с 1 июля положения методических рекомендаций дополняют методические рекомендации, разработанные в 2014 году.
При наличии противоречий в положениях методических рекомендации необходимо руководствоваться методическими рекомендациями, разработанными позднее.
Приложение №1. Перечень видов информации, запрещенной к распространению посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования
№п\п | Виды информации | Описание видов информации |
Информация, запрещенная для распространения среди детей, согласно части 2 статьи 5 Федерального закона № 436-ФЗ* | ||
1. | Побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству | Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая описания и\или изображения способов причинения вреда своему здоровью, самоубийства; обсуждения таких способов и их последствий, мотивирующая на совершение таких действий |
2. | Способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством | Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая рекламу, объявления, предложения и другую информацию, направленную на продажу детям наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольную и спиртосодержащую продукции, а также вовлечение детей в азартные игры и использовании или вовлечении в проституцию, бродяжничество или попрошайничество |
3. | Обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным | Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая акты насилия или жестокости, жертв насилия и жестокости, участников актов насилия и жестокости, обосновывающая, оправдывающая и вовлекающая детей в акты насилия и жестокости, а также формирующая культуру насилия и жесткости у несовершеннолетних. |
4. | Отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи | Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), рекламирующая, изображающая нетрадиционные сексуальные отношения, отказ от родителей (законных представителей), семьи и детей и влияющая на ухудшение и разрыв отношений детей с родителями и (или) другим членам семьи |
5. | Оправдывающая противоправное поведение | Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая призывы и вовлечение детей в противоправное поведение и одобряющая его |
6. | Содержащая нецензурную брань | Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая нецензурную брань |
7. | Содержащая информацию порнографического характера | Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, аудио и видеоматериалы по данной теме |
8. | О несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учёбы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего | Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, аудио и видеоматериалы по данной теме |
* - рекомендуется также запретить все сетевые средства массовой информации, имеющее возрастные ограничение старше 18 лет и обозначенные в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового словосочетания "запрещено для детей" | ||
Информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, согласно части 3 статьи 5 Федерального закона № 436-ФЗ | ||
9. | Представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия | Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, видеоматериалы по данной теме |
10. | Вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий | Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, видеоматериалы по данной теме |
11. | Представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной | Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, видеоматериалы по данной теме |
12. | Содержащая бранные слова и выражения, относящиеся к нецензурной брани | Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, видеоматериалы по данной теме |
Информация, не соответствующая задачам образования 1,2 | ||
13. | Компьютерные и сетевые игры, за исключением соответствующих задачам образования | Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация) по тематике компьютерных игр, не соответствующим задачам образования, в том числе порталы браузерных игр, массовые многопользовательские игры и другие игры, игровой процесс которых осуществляется через сеть «Интернет» |
14. | Ресурсы, базирующиеся либо ориентированные на обеспечении анонимности распространителей и потребителей информации | Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), обеспечивающие анонимизацию сетевого трафика в сети «Интернет», такие как анонимные форумы, чаты, доски объявлений и гостевые книги, анонимайзеры, и другие программы и сервисы |
15. | Банки рефератов, эссе, дипломных работ, готовых домашних заданий и других информационных ресурсов, предоставляющих обучающимся готовые решения в форме материала, ответов и другой информации для осуществления ими учебной деятельности | Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация) такие как сайты готовых рефератов, эссе, курсовых и дипломных работ, готовых домашних заданий, решебников, ответов на контрольные и самостоятельные работы и другие информационные ресурсы, направленные на предоставление обучающимся готовых решений в форме материала, ответов и другой информации, позволяющая им не осуществлять учебную деятельность самостоятельно |
16. | Онлайн-казино и тотализаторы | Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая информацию об электронных казино, тотализаторах и других видов игр на денежные средства или их аналоги, а также способах и методах получения к ним доступа в сети «Интернет» |
17. | Мошеннические сайты | Сайты, навязывающие услуги на базе СМС-платежей, сайты, обманным путем собирающие личную информацию (фишинг) |
18. | Магия, колдовство, чародейство, ясновидящие, приворот по фото, теургия, волшебство, некромантия и секты | Информационная продукция, оказывающая психологическое воздействие на детей, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние |
19. | Ресурсы, содержащие рекламу и направленные на продажу товаров и/или услуг детям | Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), направленная на побуждение и создание заинтересованности у несовершеннолетних к убеждению родителей или других лиц либо самостоятельно приобрести товары и/или услуги |
20. | Службы знакомств, социальные сети, мессенджеры и сайты и сервисы для организации сетевого общения | Информационная продукция (в том числе сайты, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов), направленная на организацию общения между пользователями с помощью сети «Интернет», такая как служба знакомств, социальные сети, мессенджеры и другие сайты, сервисы и программы, направленные и предоставляющие необходимый функционал и возможности, за исключением электронных образовательных и информационных ресурсов, создаваемых в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
21. | «Интернет»-ресурсы, нарушающие исключительные права обладания (авторские права) | Информационная продукция (в том числе сайты, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов), направленная на предоставление пользователям сети «Интернет» информационного контента и программного обеспечения при нарушении авторского права, в форме торрентов, пиринговых сетей и других сайтов, сервисов и программ, предоставляющие необходимый функционал и возможности |
22. | Пропаганда национализма, фашизма и межнациональной розни | Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, видеоматериалы по данной теме |
23. | Ресурсы, ориентированные на предоставление неправдивой информации об истории России и формирование неуважительного отношения к ней | Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, видеоматериалы по данной теме |
Ресурсы, ориентированные на продажу документов об образовании и (или) обучении, без прохождения итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность | Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложениях и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), предлагающие приобрести за плату документ об образовании и (или) обучении в без прохождения обучения и итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность | |
1 - рекомендуется исключить из обработки систем контент-фильтрации «Интернет»-ресурсы, относящиеся к домену gov.ru, официальные «Интернет»-ресурсы органов власти федерального уровня и субъектов Российской Федерации, а также рекомендованных ими к использованию в образовательном процессе «Интернет»-ресурсы.2 – перечень информации, не соответствующей задачам образования, может быть дополнен и расширен исполнительными органами государственной власти субъектов и образовательными организациями по своему усмотрению с учетом специфики и потребностей своей деятельности |
Перечень видов информации, к которым может быть предоставлен доступ согласно определенной возрастной категории
Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет, согласно статье 7 Федерального закона № 436-ФЗ:
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет, согласно статье 8 Федерального закона № 436-ФЗ:
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
неунатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Приложение №2. Реестр безопасных образовательных сайтов
Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества (далее – Временная комиссия) с целью оказания организационной поддержки субъектам Российской Федерации при реализации данных методических рекомендаций создает Реестр безопасных образовательных сайтов.
РБОС реализуется на базе Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества (далее – Экспертный совет) информационный портал «Скф.единыйурок.рф» по адресу www.скф.единыйурок.рф с 1 декабря 2018 года.
В РБОС включаются сайты образовательного и просветительского характера.
Актуальность РБОС как системы обусловлена:
В РБОС включаются следующие категории сайты:
В РБОС не включаются сайты:
РБОС для удобства использования публикуется в форме списка сайтов без категоризации для использования заинтересованными органами власти, органам местного самоуправления, операторами связи, образовательными организациями и другими заинтересованными организациями и физическими лицами, в частности в рамках предоставления услуг «Родительский контроль» операторами связи для частных клиентов и педагогическими работниками для использования в образовательном процессе.
Реестр формируется на основе запросов о включении в Реестр сайтов со стороны федеральных органов государственной власти в течение календарного года и региональных исполнительных органов государственной власти раз в календарный год, прошедших проверку Экспертным советом на соответствие сайтов требованиям для включения в Реестр.
Федеральные органы государственной власти могут в течение календарного года направлять информацию о включении сайта (-ов) в Реестр путем направления письма на имя Председателя Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества (Приложение №3).
Региональные исполнительные органы государственной власти раз в календарный год с 1 сентября до 30 декабря направляют письмо на имя Председателя Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества, включающего протокол комиссии по рассмотрению сайтов в сети «Интернет» для включения в Реестр безопасных образовательных сайтов и список сайтов для включения в Реестр (Приложение №4).
Форма список сайтов для включения в Реестр публикуется ежегодно до 1 августа на сайте СКФ.
Для рассмотрения сайтов негосударственных организаций для включения в реестр в федеральный орган государственной власти или региональный исполнительный орган государственной власти негосударственная организация предоставляет заявку для включения сайта организации в Реестр безопасных образовательных сайтов (далее – Заявка), включающую:
Для рассмотрения сайтов физических лиц для включения в реестр в федеральный орган государственной власти или региональный исполнительный орган государственной власти физическое лицо предоставляет заявку для включения сайта организации в Реестр безопасных образовательных сайтов (далее – Заявка), включающую:
Федеральные органы государственной власти самостоятельно определяют порядок рассмотрения заявок для включения сайта организации в Реестр безопасных образовательных сайтов от негосударственных организаций на предмет соответствия вышеуказанным требованиям к организациям и сайтам для включения в Реестр.
Региональные исполнительные органы государственной власти для рассмотрения заявок для включения сайта организации в Реестр безопасных образовательных сайтов от негосударственных организаций на предмет соответствия вышеуказанным требованиям к организациям и сайтам для включения в Реестр создают комиссии по рассмотрению сайтов в сети «Интернет» для включения в Реестр безопасных образовательных сайтов, члены которых рассматривают представленные (далее – комиссии). Порядок организации работы, список ее членов и другие аспекты, связанные с деятельностью по организации и работы комиссии, самостоятельно определяет исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
После направления письма на имя Председателя Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества о включении сайта в РБОС, Экспертный совет осуществляет повторную проверку сайтов на соответствие требованиям для включения в РБОС. Для осуществления проверки сайтов могут привлекаться члены Экспертного совета или другого органа, образованного в рамках Экспертного совета.
При осуществлении Экспертным советом проверки сайта, направленного федеральным органом государственной власти и (или) исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и выявлении нарушений настоящих требований сайт в РБОС не включается.
Проверка сайтов Экспертным советом осуществляется в течение трех календарных месяцев и обновление РБОС осуществляется в течение одного календарного месяца.
Обращения о не функционировании сайта либо нарушении сайтом настоящих требований могут направить пользователи с помощью формы, размещенной на сайте СКФ. Обращения рассматриваются в течение 30 календарных дней без ответа пользователю, направившему обращение.
Для создания практических условий использования сайтов, включенных в Реестр безопасных образовательных сайтов (РБОС), Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества запускает на базе портала «Сетевичок» поисковую систему «Сетевичок» по сайтам, включенным в РБОС, по адресу www.поиск.сетевичок.рф.
Использование поисковой системы в образовательном процессе образовательными организациями позволит обеспечить доступ обучающихся и педагогических работников к информации из проверенных источников, исключив возможность доступа к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.
Единыйурок.рф - официальный сайт, онлайн-площадка для проведения мероприятий и реализации проектов в сфере образования.
Информация о средстве массовой информации "Единыйурок.рф"
Возрастная маркировка О+
Вы можете подписаться на нашу группу в "Вконтакте", где будете в курсе событий и новостей портала и образовательной политики.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.
Ознакомиться с часто задаваемыми вопросами по использованию сайта или получить консультацию по техническим вопросам можете в разделе "Поддержка".
Сведения о портале и об организациях, осуществляющих образовательную деятельность и деятельность в сфере информационных технологий.
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные, в том числе cookies. Подробнее.