Оглавление:
6.9. Защита прав ребёнка
В ст. 56 СК впервые вопрос о защите прав ребёнка занял свое самостоятельное место. При этом под защитой понимается: восстановление нарушенного права; создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав; устранение препятствий на пути осуществления права и др.
Объектом защиты со стороны семейного законодательства являются лишь те права несовершеннолетнего, которые предусмотрены ст.ст. 54–58, 60 СК.
Защита прав ребёнка как члена общества претворяется в жизнь с помощью других отраслей права (административного, гражданского, уголовного, трудового и проч.). Ребёнок имеет право на защиту не только своих прав, но и законных интересов, между которыми нет и не может быть противоречий.
Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего возлагается на родителей (лиц, их заменяющих), которые осуществляют ее в соответствии с требованиями ст.ст. 26, 28 ГК. Раздельное проживание с ребёнком не освобождает родителя от обязанностей по защите его прав и интересов (ст. 66 СК).
Защиту прав и законных интересов ребёнка не могут осуществлять: лица, лишенные родительских прав; граждане, у которых он отобран по решению суда либо органом опеки и попечительства; лица, признанные недееспособными.
Не могут выступать в роли защитника прав и законных интересов своего ребёнка также граждане, чья дееспособность ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
В случае установления над несовершеннолетним опеки (попечительства), передачи его на воспитание в приемную семью функции по защите прав и законных интересов ребёнка в полном объеме выполняют лица, уполномоченные в установленном законом порядке на его воспитание.
При передаче на усыновление защита прав и законных интересов усыновляемого возлагается на усыновителя.
Если ребёнок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию этого учреждения. Даже временное пребывание ребёнка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов.
При невозможности вернуть ребёнка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства (п. 2 ст. 123 СК).
Прокурор защищает права и законные интересы ребёнка, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются прежде всего уполномоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей (п. 2 ст. 70 СК).
Суд рассматривает споры, связанные с воспитанием детей. При этом он вправе вынести определение в адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь. Вступление в брак (до 18 лет), оформленный в установленном законом порядке (п. 2 ст. 21 ГК), эмансипация несовершеннолетнего (ст. 27 ГК) служат основанием для приобретения гражданской дееспособности в полном объеме.
Поэтому признанный дееспособным ребёнок вправе не только самостоятельно осуществить свои права и обязанности, в том числе и семейно-правовые, но и защищать себя сам.
Особую опасность для ребёнка представляют всякого рода злоупотребления со стороны родителей. Это основание для лишения родительских прав (ст. 69 СК).
Не меньшую угрозу для детей, оставшихся без родителей, представляют злоупотребления в отношении ребёнка со стороны тех, кто вызвался их заменить, принял на себя всю заботу о нем. При наличии такой угрозы есть все основания для прекращения существующих правоотношений путем отстранения опекуна (попечителя) в соответствии с п. 3 ст. 39 ГК, отмены усыновления (ст. 141 СК), досрочного прекращения договора о передаче ребёнка на воспитание в семью (п. 2 ст. 152 СК).
Права и законные интересы ребёнка могут нарушаться и в других случаях, в частности при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию (ст.63 СК).
Уклонение от выполнения родительских обязанностей, в том числе связанных с образованием детей, злоупотреблением родительскими правами служит основанием для лишения родительских прав (ст. 69 СК). Но п. 2 ст. 56 СК делает акцент на предоставлении ребёнку в таких случаях права самостоятельно обратиться за защитой своих прав. Это касается в первую очередь органов опеки и попечительства, которые обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры.
Родители (заменяющие их лица) не могут без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать или давать согласие на совершение сделок по отчуждению его имущества, в том числе по обмену и дарению этого имущества, сдаче его в наём (аренду), в безвозмездное пользование или в залог; сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих ребёнку прав либо уменьшение размера принадлежащего ему имущества. Без согласия органов опеки и попечительства нельзя также осуществить раздел его имущества либо выдел из него доли.
Особое значение для охраны имущественных прав ребёнка любого возраста имеют ограничения родительских правомочий при отчуждении принадлежащего ребёнку приватизированного жилья или его части. Причем в случае продажи в обязательном порядке должно быть закреплено право несовершеннолетних членов семьи собственника (сособственника) на проживание и пользование вновь приобретаемым жилым помещением.
Государство и общество создало учреждения и организации, способные помочь каждому ребёнку в любой ситуации. С просьбой о защите своих прав ребёнок может обратиться в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних.
Ребёнок может обратиться за защитой к прокурору, всегда можно обратиться к уполномоченным по правам ребёнка.
Главным социальным предназначением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка является улучшение положения детей в Российской Федерации, обеспечение соблюдения прав и свобод ребёнка и восстановление нарушенных прав детей. Адрес уполномоченного — на сайте Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка http://www.rfdeti.ru в рубрике Контакты/Уполномоченный в вашем регионе.
Деятельность данного института, основные задачи и полномочия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, основы правового положения уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации определяется Федеральным законом от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации".
В сентябре 2010 года в Российской Федерации Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации совместно с субъектами Российской Федерации введён единый общероссийский номер Детского телефона доверия 8-800-2000-122.
При звонке на этот номер в любом населённом пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети в трудной жизненной ситуации, их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами уже действующих в субъектах
Российской Федерации служб, представляющих услуги по телефонному консультированию и подключенных к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия.
Ст. 56 СК предоставляет право несовершеннолетнему обращаться самостоятельно по достижении 14-ти лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже несовершеннолетнему, достигшему 14-ти лет, нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав.
Исключение составляет отмена усыновления, поскольку ст. 142 СК допускает ее по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14-ти лет.
По смыслу п. 2 ст. 56 СК несовершеннолетний, достигший 14-ти лет, может обжаловать в суд действия и решения, нарушающие его права, в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 03.07.2016).
Дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей, часто не только не обращаются за защитой своих прав, но и стараются скрыть такие злоупотребления из страха перед родителями или из боязни, что их отберут у родителей и поместят в детские учреждения.
В связи с этим в п. 3 ст. 56 СК установлено, что все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребёнка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства.
Понятие должностного лица можно распространить на всех должностных лиц органов власти и учреждений (государственных и муниципальных учреждений, государственных и частных предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений и т.п.).
Все сведения о детях, попавших в бедственное положение, следует адресовать в органы опеки и попечительства по фактическому месту нахождения несовершеннолетнего. Это позволит без промедления принять в необходимых случаях меры по защите нарушенных прав ребёнка (ст.ст. 122 и 123 СК).