Оглавление:
1.3. Федеральные государственные образовательные стандарты
Вопросы организации правового просвещения в сфере прав человека нашли свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах на всех уровнях образования, что подчеркивает актуальность и межпредметность обучения правам человека в образовательных организациях.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования.
Согласно статье 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
результатам освоения основных образовательных программ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373, (далее – ФГОС НОО) содержит следующие положения в области обучения правам человека.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать, в том числе развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Требования к результатам «Обществознания и естествознания» ФГОС НОО включает сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Программа духовно-нравственного развития воспитания обучающихся при получении начального общего образования должна содержать перечень планируемых результатов воспитания, в частности по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой культуры.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897, (далее – ФГОС ООО) содержит следующие положения в области обучения правам человека.
ФГОС ООО направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся и ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"):
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению…..ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание….способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Изучение предметной области "Общественно-научные предметы" основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Изучение учебной дисциплины «Обществознание» должно обеспечить:
формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности.
Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (далее – ФГОС СОО) содержит следующие положения в области обучения правам человека.
ФГОС СОО направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся и ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"):
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством.
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
российскую гражданскую идентичность….уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
Согласно ФГОС СОО имеется следующий базовый уровень требований к предметным результатам освоения курса «Права», которые должны должны отражать:
сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения;
сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
Требования к предметным результатам освоения углубленного курса права согласно ФГОС СОО должны включать и дополнительно отражать более глубокие соответственно знания:
сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества;
владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе;
сформированность представлений о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности;
владение знаниями о российской правовой системе, особенностях ее развития;
сформированность представлений о конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
сформированность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц;
понимание юридической деятельности как формы реализации права; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
Таким образом, преподавание прав человека в рамках образовательной программы общего образования предполагается как в рамках специального предмета, так и других, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами.