Оглавление:
5.3. Административная ответственность
Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена административная ответственность.
Административное правонарушение — это деяние менее опасное, чем преступление. Это не преступление, а проступок.
Административные проступки — это посягающие на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления деяния, за которые установлена административная ответственность, предусмотренная КоАП РФ (безбилетный проезд в общественном транспорте, нарушение противопожарных правил, мелкое хулиганство и т.д.).
Административные правонарушения влекут такие виды взыскания, как
предупреждение;
штраф;
исправительные работы;
административный арест;
лишение специального права (например, на управление автотранспортом) и др.
Эти взыскания применяются к лицам, совершившим следующие виды административных правонарушений:
жестокое обращение с животными;
повреждениетранспортныхсредствобщегопользования;
групповые передвижения с помехами для дорожного движения;
повреждение телефонов-автоматов, распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах;
мелкое хулиганство;
нарушение правил дорожного движения;
нарушение порядка обращения с оружием;
правил пограничного режима и др.
Административная ответственность наступает по достижении 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ).
Не все административные наказания, предусмотренные КоАП РФ, могут применяться к несовершеннолетним.
К несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение, применяются виды административного наказания в виде
предупреждения;
административного штрафа.
К несовершеннолетним не может применяться административный арест.
В соответствии с частью 5 статьи 25.3 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Решая вопрос о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности в виде штрафа, комиссия выясняет, есть ли у него самостоятельный заработок, так как при отсутствии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.
Необходимо учитывать, что заработок — это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с качеством его труда по установленным нормам или в соответствии с заключенным трудовым договором. Например, пенсия или стипендия, получаемая несовершеннолетним, заработком не является. Чаще всего несовершеннолетние, совершившие административные правонарушения, не имеют самостоятельного заработка, и штраф за них выплачивают их родители. Но это не означает, что несовершеннолетний освобождается от ответственности. В данном случае на родителя перекладывается только обязанность по уплате административного штрафа.
Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
Согласно положениям ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ при опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. Законный представитель присутствует при опросе несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 14 лет только в случае необходимости. Определение наличия или отсутствия данной необходимости является полномочием лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении.