Оглавление:
1.1. Международные акты, затрагивающие образование в области прав человека
В соответствии с пунктом 2 Статьи 26 Всеобщей декларации прав человека, ратифицированная в Российской Федерации, гласит о том, что «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к укреплению чувства уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми или религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира".
Статья 29 Конвенции о правах ребенка Организации объединенных наций (ООН) о правах ребенка, ратифицированная в Российской Федерации, (далее – Конвенция) содержит положение о необходимости правового просвещения детей:
«Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций»
Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государств, а для ее реализации создан Комитет ООН по правам ребенка. Страны-участницы Конвенции обязаны представлять в данный орган доклады каждые 5 лет о реализации положений Конвенции на национальном уровне.
В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенции о правах ребенка Российская Федерация направляет Генеральную Ассамблею Организации Объединенных Наций доклад о реализации прав человека, в том числе в части образования в сфере прав человека.
В 2018 году Российская Федерации в части «I. Образование, в том числе в области прав человека (рекомендации № 205–211)» представила следующую информацию о реализации мер в области основного образования:
«Российская Федерация продолжает принимать меры в области правового просвещения. В школьной системе образования имеются различные возможности для формирования правовой культуры у учащихся как в начальной и основной школах, так и в старших классах средних учебных заведений. В основной школе по выбору учащихся изучаются различные модули, например, «Основы правоведения», «Основной Закон», «Права на каждый день», уделяется внимание таким темам как «Подросток как гражданин», «Гражданские и политические права», «Социально- экономические и культурные права». В классах социально-гуманитарного и социально-экономического профиля в программу включен самостоятельный курс права. В рамках курса «Всеобщая история» особое внимание уделяется мировоззренческому и правовому подходам концепции прав человека. В школах используются также формы внеурочной и внешкольной деятельности по правовой тематике, включая взаимодействие с правоохранительными органами…Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации принимает участие в мероприятиях, связанных с подготовкой образовательных программ по проблемам реализации и защиты прав и свобод человека, изданием учебных и методических пособий, функционированием юридических клиник, а также в проведении научно-исследовательских мероприятий и проектов, стимулировании магистерских программ, направленных на подготовку юридических кадров, специализирующихся на защите прав человека.»
Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, проходившая с 17 октября по 23 ноября 1974 года в Париже, рекомендует государствам-членам выполнять Рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (далее – Рекомендации ООН) и довести Рекомендации ООН до сведения как органов, ведомств или учреждений, ответственных за школьное, высшее и внешкольное образование.
Рекомендации ООН содержат, в том числе следующие статьи:
11. Государствам-членам следует принимать меры по обеспечению того, чтобы принципы Всеобщей декларации прав человека и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации стали неотъемлемой частью развития личности каждого ребенка, подростка, молодого человека или взрослого путем применения этих принципов в повседневном процессе образования на всех уровнях и во всех его формах, предоставляя возможность каждому вносить свой вклад по мере своих возможностей в обновление и расширение воспитания в указанном направлении;
12. Государствам-членам следует побуждать работников образования в сотрудничестве с учащимися, родителями, заинтересованными организациями и обществом применять методы, которые затрагивают творческое воображение детей и подростков и их общественную деятельность и подготавливают их пользоваться своими правами и свободами, наряду с признанием и уважением прав других, и к выполнению своих гражданских обязанностей;
16. Участие студентов в организации учебного процесса в своих учебных заведениях следует рассматривать само по себе как фактор гражданского воспитания и важный элемент международного воспитания;
18. Образование следует направить как на ликвидацию условий, которые увековечивают и обостряют основные проблемы, влияющие на выживание и благосостояние человечества: неравенство, несправедливость, международные отношения, основанные на применении силы, так и на развитие международного сотрудничества, которое может помочь в решении этих проблем. Образование, которое в этом отношении должно обязательно носить междисциплинарный характер, следует увязывать с такими проблемами, как: в) деятельность по обеспечению осуществления и соблюдения прав человека, включая права беженцев; расизм и его искоренение; борьба с дискриминацией в ее различных формах;
20. Государствам-членам следует поощрять органы и работников образования в их усилиях придать образованию, спланированному в соответствии с данной Рекомендацией, междисциплинарное проблемно-ориентированное содержание, учитывающее сложность вопросов, связанных с осуществлением прав человека и международным сотрудничеством и само по себе служащее иллюстрацией идей взаимного влияния, взаимной поддержки и солидарности. Такие программы должны основываться на соответствующих исследованиях и экспериментальной работе, а также на определении конкретных задач в области образования;
33. Государствам-членам следует постоянно улучшать пути и средства подготовки и аттестации преподавателей и другого персонала системы образования для работы по достижению целей этой Рекомендации и в связи с этим: а) развивать у преподавателей мотивации для их последующей работы: приверженность этике прав человека и цели изменяющегося общества, с тем чтобы права человека осуществлялись на практике; понимание основного единства человечества; способность прививать глубокое понимание богатств, которые разнообразие культур может даровать каждому человеку, группе или нации; г) предусматривать эксперименты в процессе применения активных методов воспитания и подготовки по крайней мере по элементарным средствам оценки, особенно таким, которые применимы к общественному поведению и позициям детей, подростков и взрослых;
34. Государствам-членам следует обеспечивать тех, кто отвечает за руководство, инспекцию и управление, например инспекторов, консультантов по воспитанию, директоров педагогических колледжей и организаторов учебной работы с молодежью и взрослыми, подготовкой, информацией и консультациями, дающими им возможность оказывать преподавателям помощь в работе по достижению целей этой Рекомендации с учетом стремлений молодежи в отношении международных проблем и новых учебных методов, которые должны улучшить перспективы осуществления этих стремлений. В этих целях следует организовывать семинары или курсы усовершенствования по вопросам международного и межкультурного воспитания с участием руководящих работников и педагогов, на других семинарах или курсах инспектора школ и педагоги могут встречаться с другими заинтересованными группами, такими как родители, учащиеся и представители ассоциации преподавателей.