Оглавление:
3.1. Конвенция о правах ребенка
По инициативе Польши Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке специальной Конвенции о правах ребенка. В ходе подготовки текста Конвенции представители ООН стремились выяснить, почему так много детей умирает в первые годы жизни, изучали причины распространения среди детей болезней. Они собрали сведения о состоянии образования в разных странах мира. Оказалось, что в мире еще очень много детей школьного возраста, которые не посещают школу и даже не умеют читать.
Особое внимание обратили представители ООН на положение детей, оказавшихся в тяжелых жизненных ситуациях, — детей-сирот, детей-беженцев, детей-инвалидов. Все полученные сведения о положении детей в мире были учтены при подготовке Конвенции.
Конвенция разрабатывалась более десяти лет и была принята 20 ноября 1989 года разрабатывалась 10 лет.
Впервые ребенок стал рассматриваться не только как объект, требующий специальной защиты, но и субъект права, которому представлен весь спектр прав человека. Конвенция признает ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей или опекунов.
В Конвенции о правах ребёнка записано, что главное право каждого человека – право на жизнь и создание наилучшего обеспечения реализации интересов ребенка.
Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Статьи Конвенции учитывают все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.
Конвенция состоит из 54 статей, которая дублируют направления Декларации прав человека и включает такие разделы гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.
Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В первые появились такие новые положения, например, о том, что дети не должны испытывать голода и нужды и должны быть окружены вниманием и заботой.
Конвенция содержит положения о необходимости формирования безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища и предоставления всего этого в первую очередь детям.
Конвенции впервые особо оговорена роль СМИ: государства- участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении.
Конвенцию о правах ребенка ратифицировали большее число стран, чем любой другой договор по правам человека. Уже в первый день (26 ноября) Конвенцию о правах ребенка подписали представители 61 страны, а на сегодняшний день участниками Конвенции стали 190 государств.
В СССР Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и с этого момента в начале советское правительство и далее российское взяло на взяло на себя обязательство обеспечить детям России все обозначенные в Конвенции права.
Конвенция как международный документ отличается от Декларации тем, что декларации являются призывами к народам и государством соблюдать записанные в них положения, а конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.
Согласно Конвенции создается Комитет ООН по правам ребенка, в который страны-участницы обязаны представлять доклады каждые 5 лет и периодически о реализации Конвенции в их стране.
Резюме прав, определенных Конвенцией о правах ребенка:
Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход;
Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды;
Дети имеют право на приемлемый уровень жизни;
Дети имеют право на медицинский уход;
Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение;
Дети имеют право на отдых;
Дети имеют право на бесплатное образование;
Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению;
Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат;
Дети имеют право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры;
Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.