Оглавление:
2.1. История прав человека
Мыслители античности стали задумываться над взаимоотношениями личности и государства. Так, Аристотель, анализируя современное ему общество, наделял личность некоторыми правами, прежде всего политическими.
Впервые появился термин «равенство». Но какое это было равенство и для кого? В VI веке до н.э. архонт Солон разработал римскую Конституцию (Закон XII таблиц), закреплявшую некоторые элементы демократии и устанавливавшую право на привлечение к ответственности государственных чиновников.
Вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права. На этом этапе возникает понятие «свобода», хотя само употребление слова «свобода» появилось еще в XXIV в. до н.э., когда монарх Шумера установил «свободу» для своих подданных: он применял санкции к бессовестным сборщикам налогов, защищал вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладающих властью, и т.д.
Однако права, закрепленные в законах древних греческих и римских городов-государств, еще нельзя назвать правами человека, в том смысле, в котором мы сейчас понимаем этот термин.
Сам человек еще не стал полноценной личностью и играл в обществе ту роль, которая определялась и диктовалась ему социальным положением. Неравномерность распределения прав между различными классовыми и сословными структурами (и полное лишение рабов этих прав) было неизбежным для тех этапов общественного развития.
В эпоху Средневековья возникают попытки ограничения прав монарха, соединения монархии с сословным представительством, стремление определить для владычества монарха правила, которым он должен следовать.
В Англии противостояние монарха и рыцарства закончилось подписанием в 1215 году Великой хартии вольностей, ставшей фундаментом для становления личных и политических прав и свобод.
В ней содержались статьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей и шерифов лиц, не знающих законов либо не желающих их выполнять. Особое место занимает ст. 39, предусматривающая применение наказаний по отношению к свободным «по законному приговору равных и по закону страны».
В эпоху Просвещения были сделаны самые важные шаги для становления прав человека. Одним из достижений в развитии взглядов на общество в эпоху Просвещения явилась созданная на новом этапе развития общества теория естественного права. Естественные права — это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек.
Век Просвещения иначе поставил гуманистическую задачу, он заговорил о правах человека мыслящего, рассуждающего. Его деятели пропагандировали царство разума — гуманизм.
Преодоление невежества, воспитание уважения к человеческому достоинству виделись основным инструментом построения такого общества. Так, голландский философ Спиноза утверждал, что есть права, которые вообще не могут быть отчуждены от индивида, например, способность суждения, способность познания Бога, право не свидетельствовать против себя.
Вольтер утверждал, что свобода существует в первую очередь как свобода личная, как частная свобода, а не свобода общества вообще; основой личной свободы является свобода слова.
Решающим этапом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII—XVIII веков, которые провозгласили не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократическое звучание.
Сторонники естественного права (Дж. Локк, Г. Гроций, Т. Гоббс) полагали, что независимость человека может быть ограничена, но лишь в связи с заключением общественного договора и образованием государства. Взгляды этих просветителей не полностью совпадают между собой, а в некоторых отношениях даже противоположны. Так, английский философ-просветитель Дж. Локк считал, что жизнь, свобода и собственность являются неотъемлемыми правами каждого человека, независимо от его социального происхождения. Этими правами человек наделен от рождения, в них сущность и смысл человеческого существования, и никто ни под каким предлогом не имеет права отнять или отменить их.
Другой ведущий представитель школы естественного права голландский юрист Г. Гроций в своем труде «О праве войны и мира» писал о праве, «которое имеет источником саму природу или установлено законами божескими, или же введено правами или молчаливым соглашением». Английский философ и политический мыслитель Т. Гоббс полагал, что воля государства (суверена), выраженная в законах, важнее свободы каждого отдельного гражданина — в противном случае наступает хаос и начинается борьба всех против всех. Свобода, по Гоббсу, — лишь на те случаи жизни, которые регулируются законом.
Французский просветитель Ж.Ж. Руссо в своей работе «Об общественном договоре, или Принципы политической правды» отмечал различия между индивидом как частным лицом и индивидом как гражданином — членом «публичной персоны». Его дуализм человека — члена гражданского общества и человека — гражданин государства позже стал основной концепцией прав человека и гражданина.
Учение естественного права было развито американскими общественными деятелями Т. Джефферсоном и Т. Пейном. Ими была подготовлена Декларация прав Виржинии (1776), которую иногда называют первой декларацией прав человека. Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости США 1776 года.
Права человека, которые сложились в период буржуазных революций, в дальнейшем получили всеобщее конституционное признание и развитие. Закрепление того, что понималось под принципами естественного права, в революционных декларациях о независимости, создание документально оформленных конституций, — все это способствовало представлению о праве как первооснове общества. И хотя в различных государствах отдельные положения трактовались неодинаково, идея прав человека как средства защиты личности от государственного произвола и государства как орудия защиты прав человека оставалась неизменной.
Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году.
В XIX веке в различных государствах по-разному складывается набор гражданских и политических прав. Так, где-то была закреплена свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и многие другие знакомые нам сейчас права. Вместе с тем права во многих странах были ограничены либо носили дискриминационный характер – так можно вспомнить об имущественных избирательных цензах, которые ограничивали участие человека в выборах в качестве избирателя при отсутствии какого-либо капитала, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и т. п.
XX век начался с сильных гражданских движений сопротивления, например, в России в 1905 прошла первая революция. К гражданским и политическим правам прибавляются социально-экономические права – закрепляются права трудящихся, право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.
В 1922 году по инициативе немецкой и французской лиг за права человека два десятка организаций в разных странах создают Международную федерацию за права человека (FIDH), первую в мире международную организацию по защите прав человека.
Однако, только опыт Второй мировой войны, ее жертвы и зверства смогли переломить в корне и изменила понимание прав человека во всем мире.
В 1945 году в немецком городе Нюрнберге состоялся судебный процесс над главными военными нацистскими преступниками. Именно Нюрнберг являлся в нацистской Германии столицей партии, в которой проходили все съезды НСДАП, а также здесь в 1935 году выездное заседание германского рейхстага приняло "Нюренбергские законы", оформившие лишение евреев Германии всех гражданских и политических прав.
На суде впервые в истории человечества военные преступления против человека были названы преступлениями против человечности. В качестве обвиняемых предстали высшие руководители фашистской Германии, а сам суд продолжался почти год, с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946-го.
Их обвиняли в развязывании Второй мировой войны, истреблении миллионов невинных людей, убийстве военнопленных и гражданского населения, в создании концлагерей и жестоком обращении с военнопленными, геноциде и многих других преступлениях.
Почти все подсудимые были признаны виновными и приговорены к различным видам наказания.
По мнению Нюрнбергского трибунала, “преступления, нарушающие нормы международного права, совершаются людьми, а не абстрактными существами, и только путем наказания лиц, совершающих такие преступления, можно исполнить положения международного права”.
Ответом на Вторую мировую войну и главным образом для содействия выявлению путей предотвращения таких катастроф в будущем стала формирование Организация Объединенных Наций, в устав которой были закреплены прав человека.
На конференции в Сан-Франциско, где был принят Устав, активная позиция порядка 40 неправительственных организаций позволила согласовать с делегатами относительно жесткие формулировки по правам человека. Сам устав был утверждён 26 июня 1945 года.
В нем говорится, что основная задача новой организации заключается в том, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека». Статьи Устава имеют силу нормативного международного права.
В Уставе отсутствует определение прав человека и не устанавливается какой-либо конкретный механизм обеспечения их осуществления в государствах-членах.
В 1946 году Организация Объединенных Наций создала Комиссию по правам человека, которая является основным директивным органом по правам человека в рамках системы ООН.
Под председательством вдовы бывшего президента США Франклина Рузвельта Элеоноры Рузвельт Комиссия занялась определением основных прав и свобод.
В работе комиссии принимали активное участие представили таких стран, как Франция, Ливан, Китай, Чили, Соединенное Королевство, Австралия, Канада, а также два представителя от СССР - Александр Богомолов и Алексей Павлов.
Первоначально в состав Комиссии по правам человека входили 18 государств-членов, однако, уже сейчас в ее состав входят 53 члена, которые ежегодно проводят заседания, в ходе которых обсуждаются активные проблемы прав человека и выдвигаются предложения по изменению норм международного права.