Содержание КИМ ЕГЭ определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 No 1089).
Отбор содержания КИМ для проведения ЕГЭ по химии в 2017 г. в целом осуществлялся с учетом тех общих установок, на основе которых формировались экзаменационные модели предыдущих лет. В числе этих установок наиболее важными с методической точки зрения являются:
направленностьКИМнапроверкуусвоениясистемызнаний,котораярассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для общеобразовательных организаций;
применение заданий, различных по форме предъявления условия и виду требуемого ответа, по уровню сложности, а также по способам оценки их выполнения;
охват заданиями экзаменационного варианта основных разделов курса химии (неорганической, общей и органической химии);
соответствиесодержаниязаданийтребованиямкуровнюусвоенияучебного материала и формируемым видам учебной деятельности;
значимость учебного материала для общеобразовательной подготовки выпускников средней школы;
проверка освоения основных образовательных программ по хими и на базовом, повышенном и высоком уровнях сложности.
Количество заданий той или группы в общей структуре КИМ определено с учетом таких факторов, как:
глубина изучения проверяемых элементов содержания учебного материала как на базовом, так и на повышенном уровнях;
требования к планируемым результатам обучения – предметным знаниям, предметным умениям и видам учебной деятельности.
Такой подход к классификации заданий позволил более точно определить функциональное предназначение каждой группы заданий в структуре КИМ.
Так, задания базового уровня сложности с кратким ответом проверяют соответствие уровня подготовки выпускников требованиям стандарта. Знания и умения выпускников, проверяемые заданиями базового уровня, обязательны для освоения каждым обучающимся.
Задания повышенного уровня сложности с кратким ответом предусматривают выполнение большего разнообразия действий по применению знаний в измененной, нестандартной ситуации (например, для анализа сущности изученных типов реакций), а также сформированность умений систематизировать и обобщать полученные знания.
Для оценки сформированности интеллектуальных умений более высокого уровня, таких как умение устанавливать причинноследственные связи между отдельными элементами знаний (например, между составом, строением и свойствами веществ), формулировать ответ в определенной логике с аргументацией сделанных выводов и заключений, используются задания высокого уровня сложности с развернутым ответом.
Задания с развернутым ответом, в отличие от заданий двух предыдущих типов, предусматривают комплексную проверку усвоения на углубленном уровне нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных блоков и ориентированы на проверку умений: объяснять обусловленность свойств и применения веществ их составом и строением, характер взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений, взаимосвязь неорганических и органических веществ, сущность и закономерность протекания изученных типов реакций; проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.
При определении количества заданий КИМ ЕГЭ, ориентированных на проверку усвоения учебного материала отдельных блоков/содержательных линий, учитывался прежде всего занимаемый ими объем в содержании курса химии. Например, принято во внимание, что в системе знаний, определяющих уровень подготовки выпускников по химии, важное место занимают элементы содержания содержательных блоков «Неорганическая химия», «Органическая химия» и содержательной линии «Химическая реакция». По этой причине суммарная доля заданий, проверяющих усвоение их содержания, составила в экзаменационной работе 65% от общего количества всех заданий.
Наряду с этим при разработке экзаменационной модели ЕГЭ 2017 г. существенное внимание уделено усилению деятельностной основы и практико-ориентированной направленности содержания КИМ. Реализация этого направления имела целью повышение дифференцирующей способности экзаменационной модели и ее диагностирующей функции, позволяющей определять уровень (степень) достижения не только предметных, но и метапредметных планируемых результатов.
Так, например, за последние годы в КИМ существенно снижена вероятность случайного определения верного ответа (угадывания) на задание, расширено многообразие моделей заданий, направленных на проверку элементов содержания одного содержательного блока, что позволяет проверить владение выпускниками большего количества предметных и метапредметных умений.
Увеличение количества заданий, предусматривающих более развернутые формулировки условий заданий, также усиливают метапредметную направленность КИМ. Так, от выпускников требуется максимально внимательно работать с информацией, представленной в заданиях, начиная с анализа текста условия с содержащимися в нем названиями веществ, формулами и цифровыми значениями и заканчивая необходимостью учета требований к записи решения задания. Владение умением перевода информации из одной знаковой системы в другую является одним из важнейших требований к современному выпускнику школы.
В результате подходы к структурированию самой работы, в особенности ее части 1, и к построению самих заданий претерпели заметные изменения.
Структура части 1 работы приведена в большее соответствие со структурой курса химии. Построение заданий, в первую очередь заданий базового уровня сложности, осуществлено таким образом, чтобы их выполнение предусматривало использование во взаимосвязи обобщенных знаний, ключевых понятий и закономерностей химии.
Структура работы 2017 г. претерпела заметные изменения. Так, в частности, принципиально изменена структура части 1 экзаменационной работы. По сравнению с работами прошлых лет задания части 1 в работе 2017 г. сгруппированы по нескольким тематическим блокам:
«Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов по периодам и группам». «Строение вещества. Химическая связь»;
«Неорганические вещества: классификация и номенклатура, химические свойства и генетическая связь веществ различных классов»;
«Органические вещества: классификация и номенклатура, химические свойства и генетическая связь веществ различных классов»;
«Химическая реакция». «Методы познания в химии». «Химия и жизнь». «Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций».
В каждом из указанных тематических блоков представлены задания как базового, так и повышенного уровней сложности, расположенные по увеличению количества операций, которые необходимы для их выполнения. Такая структура части 1 экзаменационной работы в большей мере соответствует структуре самого курса химии. Благодаря этому учащиеся как при подготовке к экзамену, так и во время выполнения экзаменационной работы, имеют возможность более эффективно сконцентрировать свое внимание на том, использование каких знаний, понятий и закономерностей химии и в какой взаимосвязи потребует выполнение заданий, проверяющих усвоение учебного материала определенного раздела курса химии.
Уменьшено общее количество заданий с 40 (в 2016 г.) до 34. Это обусловлено тем, что существенно усилены деятельностная основа и практико-ориентированная направленность содержания всех заданий базового уровня сложности, в результате чего выполнение каждого из них требует системного применения обобщенных знаний. Изменение общего количества заданий в КИМ ЕГЭ 2017 г. осуществлено преимущественно за счет уменьшения количества тех заданий, выполнение которых предусматривало использование аналогичных видов деятельности.
Изменена шкала оценивания (с 1 до 2 баллов) выполнения двух заданий (9 и 17) базового уровня сложности, которые проверяют усвоение знаний о генетической связи неорганических и органических веществ.
Часть 2 экзаменационной работы 2017 г. по своей структуре и содержательной основе осталась прежней, т.е. аналогичной части 2 работы 2016 г. Она включает пять заданий с развернутым ответом высокого уровня сложности, которые ориентированы на проверку усвоения на углубленном уровне нескольких (двух или более) элементов содержания их различных разделов курса химии.
Таким образом, первичный суммарный балл за выполнение работы в целом составил 60 (вместо 64 в 2016 г.).
В целом внесенные в экзаменационную работу 2017 г. изменения направлены на повышение объективности проверки сформированности ряда важных общеучебных умений, в первую очередь таких, как применение знаний в системе, самостоятельное оценивание правильности выполнения учебной и учебнопрактической задачи, а также комбинирование знаний о химических объектах с пониманием математической зависимости между различными физическими величинами.
Еще одним фактором, повлиявшим на внесение изменений, является стремление усилить дифференцирующие способности заданий. Одним из направлений в этом аспекте является повышение уровня сложности отдельных заданий. Реализация этого направления совершенствования КИМ осуществляется не за счет расширения количества проверяемых элементов содержания и включения в задания материала, предполагающего изучение на углубленном уровне, а в результате изменения моделей заданий, выполнение которых предусматривает необходимость использование новых алгоритмов решения, увеличение количества последовательно осуществляемых мыслительных операций, комбинирования материала из различных содержательных блоков.