Автономная некоммерческая организация «Агентство поддержки государственных инициатив» и средство массовой информации «Единыйурок.рф» подготовили доклад об использовании государственных символов Российской Федерации в обучении и воспитании.
Образовательные организации должны соответствовать требованиям статьи 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В программе рассмотрены вопросы обеспечения информационной безопасности в образовательной организации для соблюдения работниками образований требований Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ.
Бесплатное повышение квалификации с выдачей электронного удостоверения. Программа повышения квалификации позволит слушателям ознакомиться с государственными символами Российской Федерации и педагогическими подходами по их использованию.
Вопросы обеспечения информационной безопасности детства являются одной из ключевых проблем детства в современной России.
По различным данным в России каждый день заходит более 80% всех детей, но при этом более 90% процентов сталкивалась с различными проблемами в сети. Можно отметить несколько показательных сведений о российских детях в сети:
средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 7 лет и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 5 лет;
более 50% процентов детей просматривают сайты с нежелательным контентом;
более 35% детей посещают порносайты;
более 60% посещает интернет с развлекательными целями либо для игр.
С каждым годом негативные последствия посещения сети уменьшаются за счет блокировки и не попущения детей до нежелательного и запрещенного контента, активной просветительской работы с детьми и их родителями и увеличения количества пользователей услуг «Родительского контроля» и расширений антивирусных программ.
Так формирование законодательного пространства в части обеспечения информационной безопасности детей началось в 2010 году – с момента принятия Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", последние изменения которого были внесены в мае 2017 года.
В законе понятие информационная безопасность детей определено как состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
оправдывающая противоправное поведение;
содержащая нецензурную брань;
содержащая информацию порнографического характера;
о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
Оборот такой информации не допускается среди детей в местах, доступных для детей, без применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от такой информации.
Особая категория информация, к которой доступ ограничен для определенных возрастных категорий:
представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Распространение вышеуказанных категорий информации допускается среди детей определенных возрастных групп при соблюдении обладателем информации установленного законом порядка доступа детей к информации (в частности, при условии, что в информационной продукции содержится идея торжества добра над злом, сострадание к жертве насилия, осуждение насилия, а изображение и описание насилия, жестокости, антиобщественных действий носит ненатуралистический, кратковременный или эпизодический характер и т.п.).
Законом также была закреплена обязанность классификации информации по пяти возрастным категориям:
информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
информационная продукция, запрещенная для детей.
Вопросы информационной безопасности детей в дальнейшем были отмечены в качестве приоритета государственной политики детства уже в "Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", подписанной указом Президента Российской Федерации в 2012 году.
Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время.
Непосредственно обеспечение защиты детей в качестве государственной задачи нашло отражение в разделе «III. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей»: Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
А также в соответствующем подразделе были определены меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства:
Создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах.
Создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.
Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.
Создание общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей.
Создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети "Интернет".
В 2014 году в Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему "Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет" 14 марта 2014 года, главными итогами которых стали:
Решение о ежегодном проведении Единого урока по безопасности в сети «Интернет» в образовательных организациях России в октябре;
Направлении письма Минобрнауки России от 28.04.2014 N ДЛ-115/03 "О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет" в субъекты Российской Федерации.
Методические рекомендации были направлены на создание в образовательных организациях системы ограничения доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования. Рекомендации содержали рекомендации как технического характера, так и организационного и административного характера.
Так учреждениям рекомендовалось:
Обеспечить защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, посредством использования СКФ, а также путем осуществления педагогами визуального контроля работы детей в сети Интернет;
Оказать организационную и методическую поддержку работникам образовательной организации, в том числе путем их направления на повышение квалификации по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, распространяемой посредством сети Интернет;
Оказать содействие проведению автоматизированного мониторинга использования в образовательных организациях СКФ и мониторинга организационно-административных мероприятий;
Провести образовательные и консультационные мероприятия с родителями обучающихся с целью объяснения правил, рисков предоставления детям средств связи с выходом в сеть Интернет, в частности, при посещении образовательного учреждения;
Внести отдельное положение в договор об оказании образовательных услуг, предусматривающего запрет использования личных средств связи с выходом в сеть Интернет или согласие родителей о снятии ответственности с руководителя образовательной организации в случае предоставления своему ребенку данного устройства при посещении образовательного учреждения.
Также органам власти и муниципалитетам рекомендовалось обеспечить повышение квалификации работников образовательных организаций и муниципальных органов управления образованием по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, распространяемой посредством сети "Интернет".
Следующим важным фактором стало принятие согласно плану мероприятий Национальной стратегии действий в интересах детей Концепции информационной безопасности детей, которая была принята Правительством Российской Федерации 2 декабря 2015 года.
Процесс перехода Российской Федерации к постиндустриальному обществу сопровождается последовательной компьютеризацией общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, иных учреждений для несовершеннолетних, включая детские и юношеские библиотеки. В связи с этим целесообразно предусмотреть внедрение эффективных современных технических и программных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, обеспечение соблюдения установленных правил гигиены и безопасности при пользовании компьютерной техникой. Для этого необходимо формирование механизма эффективного использования средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на компьютеризацию школ и детских библиотек. Вместе с этим необходимо обеспечить в детских и юношеских библиотеках (с сохранением осуществляемых ими в настоящее время функций) медиабезопасность детей, создавая для этого соответствующие технические и организационные условия, а также правовые механизмы.
Повышение информационной грамотности детей определялась как задача государства и общественных организаций:"Необходима также организация последовательных и регулярных мероприятий государства и общественных организаций, направленных на повышение уровня медиаграмотности детей, которые должны с раннего возраста приобретать навыки безопасного существования в современном информационном пространстве".
Работа с взрослым населением также была отмечена в качестве приоритета: "Перспективными являются также разработка и внедрение специальных образовательных и просветительских программ, содержащих информацию об информационных угрозах, о правилах безопасного пользования детьми сетью "Интернет", средствах защиты несовершеннолетних от доступа к информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, предназначенных для родителей, работников системы образования, детских и юношеских библиотек и других специалистов, занятых обучением и воспитанием несовершеннолетних, организацией их досуга."
На данный момент федеральными органами исполнительной власти формируется план реализации данной Концепции до 2020 года, которая должна быть представлена до конца 2017 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в части результатов освоения основной образовательной программы также подчеркивает важность обучения детей навыкам и знаниям обучающихся в сфере информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции) и развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования должна обеспечивать формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и сети Интернет.
В свою очередь условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности.
Рассмотрим блок предметных требований.
В предметных результатах освоения основной образовательной программы по предметам «Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика» ФГОС в пункте №14 закрепляет следующее положение: "Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права"
Конечно же, соответствующие метапредметные результаты и предметные умения отражены в дисциплине «Информатика»:
требование формирования навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
умения использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете и т.п.
Единыйурок.рф - онлайн-площадка для проведения мероприятий и реализации проектов в сфере образования.
Информация о средстве массовой информации "Единыйурок.рф"
Возрастная маркировка О+
Вы можете подписаться на нашу группу в "Вконтакте", где будете в курсе событий и новостей портала и образовательной политики.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.
Ознакомиться с часто задаваемыми вопросами по использованию сайта или получить консультацию по техническим вопросам можете в разделе "Поддержка".
Сведения об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на сайте представлена по ссылке.
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные, в том числе cookies. Подробнее.