ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Проблема коррупции, оценки ее влияния на общественные и государственные институты и поиска эффективных средств борьбы с ней является особенно актуальной для стран, прошедших период посткоммунистического транзита и находящихся в поиске новых стабильных принципов устройства экономической, социальной, правовой и духовной сфер жизни.
Ни для кого не секрет, что период радикального переустройства общества характеризовался слабостью государственных институтов, вызвавшей в обществе недоверие к идеям демократии, законности и равноправия. Именно поэтому мы стремимся сегодня к дополнительному развитию социальных "инстинктов" нетерпимости к любым проявлениям коррупции, вовлекая в соответствующую работу государственные органы, общественные объединения, институты общественно-государственного партнерства, и, конечно же, образовательные организации.
Антикоррупционное просвещение призвано восполнить недостаток исторически сложившихся устоев и традиций нравственного поведения, гражданской позиции и представлений о правах и обязанностях личности.
Принципиально важным является выявление и рассмотрение объективных причин существования коррупции в обществе - иначе осуждение коррупции будет больше всего похоже на проявление ханжества и неискренности. Соблазны потребительского общества, формирующие приоритеты повышения уровня доходов и расходов, отношение к государственной службе как к средству повышения личного благосостояния - все это приводит к формированию негативного отношения к фактам коррупции со стороны других лиц, но не себя лично.
Обосновать разрушительный, негативный характер подобной идеологии - важнейшая задача антикоррупционного просвещения. К числу иных причин расцвета коррупции в обществе также могут быть отнесены рост безработицы, экономический кризис, недофинансирование бюджетных расходов, противоречивость и неясность законодательного регулирования. Наконец, в качестве причины существования коррупции рассматривается национальный менталитет, устоявшиеся традиции и культурный фон общества. Весьма важно, чтобы указанные факторы не превращались в оправдание коррупции, в обоснование ее вечного, непреодолимого характера. Хотя верно то, что не существует государств с нулевым уровнем коррупции, очевидно, что достижение социально приемлемого уровня коррупции - весьма реальная цель, достигнутая во многих государствах.
Основные задачи, направления и ценностные основы формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся в рамках образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования формулируются в рамках программы воспитания и социализации обучающихся.
На уровне основного общего образования цель формирования антикоррупционного мировоззрения предполагает решение следующих основных задач.
В области формирования личностной культуры:
Задача программы
|
Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения
|
Усвоение общечеловеческих и национальных ценностей
|
формирование аксиологической базы правовой культуры и правосознания;
изучение цивилизационных основ правомерного поведения.
|
Развитие целеустремленности и настойчивости в достижении результата
|
формирование способности постановки и достижения социальных целей;
формирование способности выявлять и использовать наиболее эффективные правомерные способы решения задач во всех сферах жизни.
|
В области формирования социальной культуры:
Задача программы
|
Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения
|
Формирование гражданского самосознания
|
создание основы для идентификации личности как участника социальных объединений: семьи, трудового коллектива, местного сообщества, государства;
появление убежденности в необходимости активного участия в делах общества и государства.
|
Усвоение ценностей правового демократического государства
|
позитивная оценка принципов законности, равенства прав и свобод человека и гражданина, верховенства права;
уважение прав и свобод других лиц, негативная оценка правонарушений, посягающих на интересы общества.
|
При получении среднего общего образования цель формирования антикоррупционного мировоззрения предполагает решение следующих основных задач.
В области формирования личностной культуры:
Задача программы
|
Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения
|
Формирование основ нравственного самосознания личности
|
закрепление внутренних этических критериев выбора модели правомерного поведения;
развитие механизмов нравственного самоконтроля;
закрепление привычки активного реагирования в отношении опасных для общества коррупционных проявлений.
|
Формирование представлений о соотношении личного и общественного блага
|
использование традиционных представлений о категориях морали и нравственности для закрепления убежденности в необходимости следования интересам общества при удовлетворении личных потребностей.
|
Развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям
|
формирование представлений о неизбежности наступления ответственности за нарушение моральных и правовых норм;
признание персональной ответственности за совершение противоправного деяния.
|
В области формирования социальной культуры:
Задача программы
|
Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения
|
Развитие патриотизма и гражданской солидарности
|
осознание личного вклада в развитие общества и государства;
идентификация личности в качестве гражданина - субъекта прав и обязанностей;
признание значимых общественных ценностей (жизнь, свободное развитие человека, защищенность интересов граждан, общественная безопасность и правопорядок) в качестве личных жизненных ориентиров.
|
Усвоение гуманистических и демократических ценностей
|
развитие нетерпимого отношения к противоправному поведению, несущему вред общественным отношениям;
понимание значимости защиты общественных интересов, недопустимости разрушения институтов государства и гражданского общества;
идентификация в качестве части многонационального народа Российской Федерации.
|
Воспитание и социализация обучающихся на ступени основного общего и среднего (полного) образования осуществляется в рамках целого ряда направлений, обеспечивающих в своем единстве духовно-нравственное развитие личности активного и ответственного гражданина. Формирование нетерпимого отношения к коррупции, развитие антикоррупционного мировоззрения является самостоятельным комплексным направлением воспитательной работы, в отношении которого в программе воспитания и социализации обучающихся определяются: воспитательные задачи, ключевые мероприятия, планируемые результаты, формы совместной деятельности семьи и школы.
Воспитательные задачи
|
формирование навыков совместного поддержания порядка в коллективе;
формирование навыков эффективного правомерного решения типовых ситуаций бытового характера;
усвоение знаний о вреде коррупционных проявлений для личности, общества и государства;
развитие общественной активности, направленной на предотвращение и пресечение коррупционного поведения;
усвоение основных знаний о правах и обязанностях человека и гражданина;
формирование развитого бытового правосознания, создание условий для повышения уровня правовой культуры;
развитие стремления к поиску правомерных форм взаимодействия с гражданами, структурами гражданского общества и органами государственной власти в рамках типовых ситуаций;
формирование духовно-нравственных ориентиров, исключающих возможность коррупционного поведения;
усвоение базовых знаний о мерах юридической ответственности, предусмотренных за совершение коррупционных правонарушений, и о неотвратимости наказания;
развитие чувства нравственной ответственности за совершение коррупционных действий, наносящих ущерб общественным отношениям;
усвоение знаний о безусловной общественной опасности коррупционных представлений, развенчание ложных стереотипов о "пользе" коррупции;
формирование позитивного образа сотрудника правоохранительных органов.
|
Ключевые мероприятия
|
выполнение творческих заданий по дисциплинам;
проведение тематического классного часа;
посещение с экскурсией органов государственной власти и местного самоуправления;
сюжетно-ролевые творческие мероприятия;
оформление наглядных пособий, презентаций, плакатов, стендов и т.п.;
проведение бесед с представителями правоохранительных органов, юридического сообщества, депутатами представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
проведение тематических конкурсов;
проведение тематических бесед с обучающимися ("что такое коррупция?", "какой вред наносит коррупция?" и т.п.;
обсуждение публикаций в средствах массовой информации, связанных с противодействием коррупции;
организация мероприятий, приуроченных к памятным датам России (День российского парламентаризма, День Конституции), праздничным дням (День России) и иным соответствующим датам (День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, День юриста и пр.).
|
Планируемый образовательный результат
|
нетерпимое отношение к проявлениям коррупционного поведения и их последствиям;
умение вести дискуссию об общественной опасности коррупционного поведения;
знания основных принципов антикоррупционной политики государства, формирование позитивного отношения к антикоррупционным мероприятиям;
знание типовых ситуаций взаимодействия с органами государственной власти, содержащих в себе предпосылки для коррупционных проявлений;
умение применять алгоритмы правомерного разрешения конфликтов интересов, возникающих в рамках взаимодействия с представителями органов государственной власти;
заинтересованность в участии в мероприятиях, направленных на борьбу с коррупцией.
|
Совместная деятельность семьи и школы
|
тематические родительские собрания;
оформление информационных стендов;
индивидуальные консультации и беседы;
проведение опросов, иных форм социологических исследований.
|
Направление воспитательной работы по развитию антикоррупционного мировоззрения предполагает использование следующих видов деятельности и форм занятий с обучающимися:
изучение Конституции Российской Федерации (основы конституционного строя, основы правового статуса личности);
ознакомление с примерами противодействия коррупционному поведению (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов и видеоматериалов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр социального и исторического содержания, изучения учебных дисциплин);
участие во встречах с выпускниками школы;
организация и проведение ролевых творческих мероприятий (игр), направленных на развитие навыков правомерного поведения в типовых ситуациях);
проведение учебно-воспитательных мероприятий с участием представителей общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления.
Формирование антикоррупционного мировоззрения осуществляется на различных этапах социализации обучающихся.
В рамках организационно-административного этапа осуществляется информационная поддержка реализации антикоррупционных инициатив в сфере деятельности образовательной организации, формирование в профессиональной среде образцов антикоррупционного сознания и поведения, оформление партнерских отношений с юридическими клиниками образовательных организаций высшего образования, привлечение к проведению учебных и воспитательных мероприятий представителей правоохранительных органов, общественных объединений и т.п.
В рамках организационно-педагогического этапа осуществляется создание условий для практической социальной активности учащихся, направленной на формирование антикоррупционного мировоззрения. Обеспечивается возможность становления обучающихся в качестве субъектов различных видов общественных отношений, обеспечивающих взаимодействие со структурами гражданского общества (общественные объединения, общественные фонды, общественные движения), органами государственной власти, организациями профессионального и научного сообщества.
В процессе социализации обучающихся осуществляется формирование активной позиции по конкретным вопросам и проблемам противодействия коррупции, формирование корректной модели поведения обучающегося при взаимодействии с гражданами, организациями и государственными структурами, умения решать основные задачи и достигать необходимых целей в рамках концепции правомерного поведения, осознание обучающимся мотивов правомерного поведения, овладение методикой корректировки собственного поведения (самокритика, самоанализ).