«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.» — Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей.

13 марта 1888 года родился всемирно известный советский педагог и писатель Антон Семёнович Макаренко (13.03.1888 — 01.04.1939).

Для многих именно Антон Семёнович стал главным педагогом советской системы образования, а его труды и постулаты стали основой образования миллионов детей благодаря успеху в воспитании детей и адаптации их в последующей жизни в обществе.

1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем и в том же году были объявлены имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века — это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер.

Краткая биография

А.С. Макаренко родился 13 марта 1888 года в посёлке Белополье, Харьковской губернии.

Влияние семьи было первым существенным фактором, развившим наиболее яркие черты личности будущего педагога и писателя.

Его отец, Семён Григорьевич, сначала старший маляр Белопольского железнодорожного депо, а затем мастер малярного цеха в Крюковских железнодорожных мастерских, был для сына олицетворением высоких традиций рабочего человека. Честный и добросовестный работник, требовательный к себе и своим домашним, прямой и независимый по отношению к начальству и в то же время готовый поддержать в нужный момент своего брата-рабочего, Семён Григорьевич сумел воспитать эти ценные качества и в своём сыне.

Мать писателя, Татьяна Михайловна, удачно дополняла своего сдержанного и внешне сурового мужа. Будучи натурой живой и одарённой, заботливая хозяйка, талантливая рассказчица, обладавшая к тому же прекрасным даром — чувством юмора, она как бы представляла в семье творческое начало. У него были младшая сестра (умерла в детстве) и брат Виталий (1895—1983), впоследствии поручик, участник Брусиловского прорыва, получивший там ощутимые ранения и отмеченный за храбрость наградой, после чего некоторое время помогал А. С. Макаренко (именно он предложил ввести, в частности, элементы игры и военизацию в занятия старшего брата). Важно отметит, что младший брат Антона Семенович Виталий после Октябрьской революции 1917 г., как белый офицер, вынужден был оставить родину и ушёл с белогвардейцами за границу, а остаток жизни провёл во Франции.

Родителям Макаренко не пришлось учиться в школе, поэтому они стремились дать образование сыну и в 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище.

В 1904 окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы (1905). Это дало ему право преподавания в начальной школе. Обладая хорошим слухом, он учится играть на скрипке и поёт в школьном хоре. Изучает изобразительное искусство и сам неплохо рисует. Он регулярно посещает театр и участвует в импровизированных школьных спектаклях.

Антон Семёнович также активно читает русскую классику, особенно Гоголя и Чехова, помнит наизусть множество стихотворений Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов.

В 1905 году работал там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская. 1914—1917 годах — учёба в Полтавском учительском институте, который он окончил с золотой медалью.

По воспоминаниям директора института А. К. Волнина, он «совершенно свободно владел устным словом и что особенно поражало в украинце, искусно владел в нём гибкой и стройной фразой на чисто русском литературном языке...»*.

В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован.

В 1917—1919 годах был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.

В трудных условиях Гражданской войны, разрухи, постоянной смены властей Макаренко экспериментирует, нащупывая методы нового, советского воспитания, которые вскоре так блестяще разовьёт и использует в своей работе с беспризорными детьми Макаренко приходит к мысли об исключительной роли детского коллектива и сознательной трудовой деятельности для молодых граждан государства. Он использует дисциплинирующую ребят символику и элементы «военизации», обращается к разнообразным приёмам эстетического воспитания.

В 1919 году переехал в Полтаву и по поручению Полтавского Губнаробраза создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, а в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом.

На первых страницах «Педагогической поэмы»: описание жизни колонии на заре её существования. Несколько полуразрушенных зданий, тридцать кроватей-дачек и три стола в единственной пригодной для жилья спальне, полуистлевшая верхняя одежда, вши и обмороженные ноги (большинство колонистов за неимением обуви обёртывали ноги портянками и завязывали верёвками), полуголодный паек.

Руководствуясь в воспитательной работе с детьми своим основным и широко известным ныне принципом: «как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему»,— Макаренко начал формировать коллектив с создания актива.

Шаг за шагом, ставя перед колонистами новые и новые задачи и добиваясь их непременного решения, Макаренко постепенно вовлекает в дела колонии всех её обитателей.

Успешной организации труда колонистов как нельзя лучше способствовала тщательно продуманная структура её коллектива. Весь состав колонии делился на 28 постоянных отрядов, по 7—15 человек в каждом. Во главе каждого отряда стоял командир.

Помимо постоянных отрядов, в колонии широко практиковалось создание временных отрядов. Сводные отряды были временными. Они существовали ровно столько, сколько нужно было для того, чтобы выполнить то или иное срочное задание: выполоть картофель или обеспечить реквизит для очередного спектакля. Их командирами становились обычно рядовые члены постоянных отрядов. Следовательно почти каждый колонист мог выступать не только в роли добросовестного исполнителя, но и развить в себе организаторские качества.

Ядром колонии, её активом, состоящим из лучших колонистов — командиров постоянных отрядов, был совет командиров. Здесь очень оперативно (регламент выступлений — одна-две минуты) решались многочисленные вопросы хозяйственной, бытовой, культурной жизни колонии. Последнем уровнем было общее собрание колонистов, которое представляло коллектив в целом.

Макаренко считал, что колонист не должен быть простым потребителем материальных благ, заботливо предоставляемых ему государством. Он должен быть активным членом коллектива, растущего вместе с ним, хозяином, заинтересованным в успехе общего дела.

Дисциплина, крепнувшая в колонии год от года, не была основана на насилии.

"Наша дисциплина,— писал Макаренко,— это соединение полной сознательности, ясности, полного понимания — как надо поступать, в той или иной ситуации".

Дисциплине во многом способствовала так называемая «военизация». Военная атрибутика: приказы, рапорты, бодрый отклик: «Есть!», трубач, играющий сбор, часовой у входа, знамёна, оркестр, безукоризненный строй колонистов — все это, как указывал Макаренко, представляло собой "небольшую игру". Но правила этой игры соблюдали все.

Игра эта делала ребячью жизнь интереснее, красивее и незаметно для её участников вырабатывала в них не только такие «внешние» стороны поведения, как точность и аккуратность, вежливость и подтянутость, но и качества, составляющие внутреннюю сущность каждого сознательного члена коллектива: организованность, дисциплинированность, чувство ответственности.

Культурная программа также была в приоритете - чтение, посещение театра и кино, живопись, музыка (духовой оркестр коммуны имени Дзержинского исполнял сложные классические произведения и считался одним из лучших на Украине) были привычны для колонистов.

Внешний вид особенно соблюдался - обилие цветов на территории и в помещениях, натёртые до блеска полы, белоснежные скатерти на столах, аккуратная одежда и причёска — все это те самые «принципиальные мелочи», которые были в повседневной жизни ребят.

Ещё в октябре 1927 года Макаренко принимает предложение украинских чекистов возглавить трудовую коммуну имени Дзержинского, где работает до июля 1935 года. Тут он продолжил на практике воплощать разработанную им воспитательно-педагогическую систему.

Там Макаренко добился феноменальных успехов – трудные подростки не только перевоспитывались, но и работали с очень хорошими результатами. Колония давала прибыль государству и окупала сама себя.

Не следует, однако, думать, что производство заполняло всю жизнь коммунаров. Каждый из них отдавал работе не более 4 часов, а около 5 часов отводилось на учебные занятия. В коммуне была школа-десятилетка. Таким образом, любой из коммунаров при достаточном желании и настойчивости мог поступить и в вуз.

Тогда же Макаренко разработал проект управления детскими колониями Харьковской губернии. Но после того, как его система воспитания была объявлена «не советской», он подал заявление об уходе с работы.

С 1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936 года. Некоторое время — до переезда в марте 1937 года из Киева в Москву, руководил педагогической частью трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом.

После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в феврале 1939 года подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б).

Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литературное творчество

Точно не известно в 1914 или 1915 году Антон Семёнович написал первый рассказ и направил Максиму Горькому, который в свою очередь не оценил. После первого литературного дебюта Антон Семёнович в течение тринадцати лет не занимался писательской деятельностью. Однако, с 1925 по 1935 год шла активная переписка Горького и Макаренко, а после посещения колонии для несовершеннолетних уже сам Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе.

После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД — 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко — «Педагогическая поэма» (1925—1935). Эта уникальная книга, в которой показан путь воспитания личности - он основан на уважении к личности и её активной деятельности в коллективе. Этот труд принёс ему всемирную известность и стал новой страницей в истории педагогики.

В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями — «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами — повесть «Честь» (1937—1938), роман «Пути поколения» (незакончен). Кроме того, он продолжал активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публиковал ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом — осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.

5 принципов воспитания Антона Семеновича Макаренко

Принцип первый. Решающую роль имеет поведение самих родителей. Цитата: «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания!»

А. С. Макаренко считал, что процесс воспитания идёт не только в тот момент, когда родитель говорит с ребёнком, наказывает его или хвалит, но и в любое другое время. Манера родителя одеваться, говорить с окружающими, поддерживать в порядке быт – все это влияет на воспитание ребёнка. А значит любой плохой поступок мамы или папы отзывается в ребёнке.

Принцип второй. Не стоит отгораживать ребёнка ни от каких влияний, даже от отрицательных. Цитата: «Вы должны предоставить ребёнку необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни».

Во взрослой жизни любому ребёнку придётся столкнуться с разными проблемами, на его дороге наверняка встретятся и плохие люди. Макаренко считает, что у детей нужно выработать умение распознавать дурные влияния. Для этого нужно обсуждать поступки окружающих. Добиваться в разговоре от самого ребёнка нужного вывода, оценки плохого или хорошего поступка.

Принцип третий. В процессе игры ребёнок тоже получает воспитание. Цитата: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба». Макаренко советовал родителям добиваться выполнения определённых задач при участии и наблюдении за детской игрой. Ребёнок должен переходить от одной задачи к другой постепенно, не бросаясь выполнять сразу несколько дел. Игра должна быть доведена до конца. Ребенок должен ценить свои игрушки, хранить их, держать свое игровое пространство в порядке. Если игрушка сломалась, её нужно отремонтировать. Лучше, если это сделает сам ребенок, а если ему тяжело, то при помощи родителей.

Принцип четвёртый. Ребёнок – часть семьи. А значит он должен принимать участие в её делах. Цитата: «Все семейное хозяйство должно быть хозяйством коллектива и вестись в спокойных тонах, без нервности». Макаренко в своих лекциях приводил перечень навыков, которые воспитываются в ребёнке, когда он задействован в бытовых делах своей семьи:

солидарность человека с работой и интересами других людей, с интересами всего общества;
честность, т. е. открытое, искреннее отношение к людям и вещам;
заботливость, т. е. постоянное внимание к семейным нуждам и плану их удовлетворения;
бережливость, т. е. привычка сохранять вещи;
ответственность, т. е. чувство вины и неловкости в случае порчи или уничтожения вещи;
способность ориентировки, иначе говоря, умение охватить вниманием целую группу вещей и вопросов;
оперативная способность, т. е. умение распорядиться временем и работой.
Принцип пятый. Культурное воспитание – это обязанность семьи, а не только школы и общества. Цитата: «Хорошо рассказанная сказка — это уже начало культурного воспитания. Было бы весьма желательно, если бы на книжной полке каждой семьи был сборник сказок».

Макаренко говорит о том, что дошколята должны смотреть только те пьесы и фильмы, которые соответствуют их возрасту. Книги для самых маленьких нужно подбирать большие, с крупным шрифтом и многочисленными иллюстрациями. Музеи, выставки для маленьких детей в качестве ещё одного инструмента культурного воспитания – необязательны. А вот школьники должны посещать и галереи, и театры, читать газеты. Пример тяги к культурному подавать должны сами родители.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter